Темперная живопись: древние традиции, рецептура и современное использование.

История и технология работы с темперой в росписи стен.

Настенная роспись издревле называлась фреской. «Секко», в переводе – фреска, зародилась очень давно.
Самые первые сложные цветные изображения были созданы художниками с помощью и сегодня известной во всем мире краски - темперы.

Первые упоминания и находки произведений живописи, созданных с помощью темперы, относятся к периоду более трех тысяч лет назад.
Даже Египетские саркофаги были расписаны ни чем иным как темперой.

Темперная живопись в интерьере.jpg

Долгое время рецепт изготовления красок основывался на добавлении в пигмент какой-либо эмульсии, которая используется в качестве связующего материала.
Поэтому в переводе с латинского языка, термин - темпера и переводится, как «смешивать краски».

Готовили ее следующим образом. Яичный желток разводили водой с добавлением вареного масла, меда, квасного сусла, водки или еще какого-либо материала и использовали, как связующее для цветных пигментов.

Рецептов приготовления красок было очень много. У каждого мастера он был свой и сохранялся в секрете, передаваясь из поколения в поколение.
Так, например, в Италии в качестве связующего художники кроме желтка использовали соки растений, в частности сок фигового дерева.
А в технологию росписи стен в храмах в состав краски входила нефть.

Некоторые художники по росписи предпочитали писать ферментированными красками, то есть забродившими.
Такие краски после охлаждения, благодаря которому останавливались биологические процессы, были готовы к использованию.

Самый простой и традиционный рецепт изготовления темперы основывается на применении эмульсии, главным ингредиентом которой является яичный желток.
Поэтому она и называется - яичная темпера.

Традиционное приготовление темперы.

Аккуратно разбивали яйцо, извлекали из него желток и, отделив желток от белка, с помощью иголки выпускали желтковую массу в отдельную тару.
После этого тщательно размешивали желток деревянной лопаточкой с водой в пропорции один к одному и добавляли пять шесть капель уксусной эмульсии или салициловой кислоты для предохранения красок от порчи и загнивания.
В современной темпере для этих целей используют фенол.

Темперная живопись в интерьере.jpg

После того как приготовление связующей эмульсии закончено, следует обратить внимание на непосредственно красящие вещества, а именно пигменты.

В древние времена все пигменты имели натуральное происхождение. Это были глины, из которых получали разного цвета охры.
Из сажи и угля получали черный цвет.
Для получения других цветов использовали камни, некоторые из которых имели высокую ценность.
Поэтому во времена эпохи Возрождения написать картину было достаточно дорогим удовольствием.

В качестве белой краски использовали окись свинца. Для этого брали свинцовую стружку и окисляли ее уксусом.
Так появились свинцовые белила, которые изготавливаются промышленным способом по сей день.
Во времена итальянского возрождения, в промежутке с 15 до 17 веков, для получения зеленого цвета широко применялась ярь-медянка.
Ее богатый спектр позволял получить краску от ярко-зеленых до голубовато-зеленых тонов.
Так же применялись и красящие пигменты растительного происхождения, которые получали из коры, корней и листьев растений, таких как шафран, индиго и других.

Некоторые краски получали путем обжига персиковых и виноградных косточек, а также костей животных.
Живописные приемы при работе темперными красками достаточно разнообразны, поскольку при наличии необходимого опыта эта краска позволяет работать как тончайшими лессировками, так и лепить фактурным мазком.

Современное использование темперных красок.

В наши дни художники предпочитают темперные краски на акриловой основе. Они не растрескиваются, при высыхании, как это бывает с темперой ПВА. А также они более устойчивы к внешним воздействиям, чем казеиново-масляная. Акриловые краски просты в употреблении и незаменимы для работы на больших поверхностях, поэтому их успешно применяют при декорировании помещений и росписи стен в интерьере.

Художники нашей мастерской в совершенстве владеют всеми традиционными техниками написания настенных росписей темперными красками
и с удовольствиям создают художественные произведения высокой сложности!


Еще по теме читайте:

Технология росписи стен: как мы делаем роспись? Роспись в спальне: подбираем гармоничное оформление.
Как подобрать цветовое решение для интерьера? Монументальная живопись и роспись интерьеров - современные техники и древние традиции.




Яндекс.Метрика